Might & Magic: X – я дерусь, потому что дерусь. Я надрался...
Might & Magic 10 Might & Magic: Heroes 6
Пошел уже практически месяц со дня выхода Might and Magic 10 – такой долгожданной, такой многообещающей RPG. Более того – многие уже успели пройти игру вдоль и поперек, написать сотни метров обзоров и рецензий, наснимать десятки томов видеоприключений, и даже состряпать несколько подробнейших прохождений. А я, наивный, вот только сейчас решился опубликовать свое мнение. Кстати сказать, термин «только сейчас» не совсем корректный. Я несколько раз начинал писать, стараясь сконцентрироваться на заданной теме, я совсем перестал отвлекаться на посторонние вещи — посещение сайтов, изготовление эволюций, общение на форумах… Я долго собирался мыслями, пытался пройти игру подальше, изучал опыт других игроков, но все тщетно — игру я все равно забросил. И теперь, оставив этот Сизифов камень с грохотом катиться под откос (правда, уже без меня), я почувствовал неимоверное облегчение. Сейчас, когда мои руки развязаны и разум свободен, я рискну высказать все, что накопилось.
По одежке встречают...
Как всегда, начну не с того, с чего ВСЕ начинают писать свои обзоры. Не будет ни экскурса в «славную историю сериала», ни разбора «тонкостей игровой механики», ни исследования баланса, ни подробной «анатомии игровых классов». Все это в игре присутствует на приемлемом для фэнтези-RPG уровне. Какой бы умно-интеллектуальной не была игра, какой бы захватывающей игровой механикой не обладала, все равно люди устроены так, что всегда встречают «по одежке».
А что является «одежкой», визиткой любой игры? Правильно – Intro CG trailer! Хм… Я сказал CG? Ну-у, просто качественный вступительный видеоролик. Например, как перед любой из игр Blizzard, как перед играми по вселенной Warhammer, как перед Dragon Age и TES online, наконец. Да что в чужой сад за яблоками лазить — как перед теми же Heroes 5 и Heroes 6, Тёмным Мессией... А то, что я увидел в M&M 10, меня несколько удивило...
Неужели это визитная карточка проекта, хм… ААА класса? Да-да, Legacy позиционирует себя именно как продукт Triple A, а не как-то иначе. Что-то я не видел подобных шедевров в качестве вступления многочисленных «ассасинкридов», «томкленси» и «принцевперсии» от тех же UBI Soft. Несколько другого вступления ожидали от игры, которая должна была стать возвращением серии после десятка лет забвения. Нет, в принципе, я конечно помню Интро к MM9… Что же, этот ролик — значительно лучше предыдущего и даже не лишен некоего стиля.
Впрочем, тот кто видел вступление к Diablo 3, все поймет. И CG-шную девушку в библиотеке, перелистывающую древний том, и рисунки на страницах, которые вдруг начинают двигаться и совместно с «закадровым наговором» рассказывают краткое содержание «предыдущей серии».
Но потом-то начался CG!
Короче говоря, я уже практически слышу возгласы, что, мол, видео в игре не главное — посмотрели и забыли! Главное процесс! Да-да-да. Вот TES Online еще даже не вышел, а две части крутейшего видео к нему я пересматриваю регулярно — красиво, атмосферно, эпично! А главное – вкусно и придает продукту более значимый статус. Так уж получилось, что я неисправимый визуал – люблю, когда красиво.
Ладно, полистали анимированные картинки, начинаем играть.Та-а-кс… Настройки видео (помните, я люблю, когда красиво)… На своей старенькой, но еще довольно производительной машине я проходил Ведьмака 2 на максимальных настройках графики. На 32 битной системе, заметьте. Видеокарта очень грелась, но соответствующий внешний вид игры обеспечивала. А в Ведьмаке графика все же покруче этой будет. К чему это я? А к тому, что еще во времена раннего доступа к ММ 10 я гулял по Серпигалю у Моря и качество графики, как мне кажется, было более высоким. А после выхода полной версии Legacy игра сама, без обсуждения, установила качество графики на показатель «среднее» и решила, что именно такой внешний вид объектов и существ будет радовать меня на протяжении десятков часов игры. Несмотря на блэковый винт, 4-ядерный процессор и 3 гига шустрой корсаровской памяти. Товарищи — простите, но это бред! Пошаговая игра, в которой все действия происходят рывками и скачками, и по очереди даже на 10 fps будет выглядеть приемлемо! Дайте мне возможность разглядывать красивые статичные изображения, которые время от времени двигаются на 10, на 7 fps — я не почувствую разницу, поверьте! Тем более, что двигаться по миру я буду все равно приставными шагами. Да, теперь это не так заметно, как в ранней версии, но — Ургаш возьми! —21 век на дворе!
Предположим, свободное перемещение по игровому миру — это адское зло. Допустим, что прыжки через травку, заборчики из жердей, и упавшие табуреты от лукавого. Допустим… Но, перемещаться по диагонали и бить наискось было можно еще в Героях 5 и, тем более в Героях 6! Что здесь-то не сложилось, а? Какие-то «трудности» с квадратами? Ну, сделали бы карту, состоящей из гексов! Из восьмиугольников, раз так все тяжело!
Даже в шахматах «некоторые» фигуры (кроме ладьи и коня) могут ходить или бить по диагонали! Мда…
Кстати, о «бить»… Ладно Intro, ладно внешний вид графики, ладно передвижение по миру, но битвы! Ребята-а, ребята! Даже в Duel of Champions у противников есть возможность поставить воинов в две линии, возможность прикрыть бойцов дальнего боя или блокировать проход к ним. Заметьте — это карточная игра, где соперники строятся друг напротив друга и лупят друг друга по очереди. В принципе, как в Disciples 2. Возможно, именно такая механика, с передвижением на 1 клетку в сторону и построением в два ряда, была бы идеальна для Disciples 3. Возможно. Но, с таким же успехом нечто похожее, могло быть реализовано и в ММ 10.
Причем, две клетки поля боя перед выстроившимися в два ряда Приключенцами сделали бы бои тактически более интересными. Может сложными — попробуй-ка прорубись к стрелкам или магам врага (которые, кстати сказать, времени зря терять не будут) сквозь строй бойцов ближнего боя. Пока же, у кого зелья, тот и прав, а маги и стрелки дохнут первыми… Может быть, это только вначале. Может быть, это только у криворукого меня. Может быть, нужно немного потерпеть, а дальше пойдет легче. Морготтвоюмать! Но это же не правильно! Игра не должна воспитывать терпение! Игра должна приносить удовольствие, быть комфортной. И тут, раздаются реплики из зала: «ММ10 это хардкор! Это олдскул! Это тактическая глубина! Она заставляет думать! Заставляет преодолевать трудности! Все кто возмущается – не тот игрок! Да, и игрок теперь не тот!»
Ага-ага! А по дорогам все ездят на лошадиных упряжках, поезда работают на паровой тяге, а у самолетов фанерные крылья… Что-то все предпочитает не на «четверках дээсовских» играть (а их, кстати, любители олдскульности еще могут прикупить на «радиобалках»), а на вполне себе современных компьютерах. Телефончики покупают все-чаще айфоново-андроидные, а с кирпичеподобными аппаратами с характерно-торчащей антенной что-то никто и не ходит… Короче — есть такое слово — развитие. И если уж у создателей Ашана рука не дрогнула вырезать из Героев «лишние» ресурсы, расы, существ, Гильдию Магии и назвать все это «развитием серии», то что же им, блин, помешало немножечко «развить ММ10»? Ну, в своем, присущем только им, фирменном стиле. А? Вот было 300 лет в игре «поклеточное» устройство мира — срочно развить в свободное перемещение + пошаговый бой! Ну, в King’s Bounty вроде работает, в Восхождении на Трон… И еще в 100500 играх…
Вот стояли в Might and Magic герои во время драки «по-пацански» в одну линию семь веков к ряду. Срочно, срочно «развить» во что-то более заумное! Да вот, хотя бы, в две линии – почему нет?!
Ладно, хватит сарказма. Все равно получилась ситуация — корова рыжая одна, вот и сдавать будем одну, чтобы не нарушать отчетность!
Ну-да, ну-да — традиции соблюдаем, ага! В Героях бы лучше соблюдали… А то, прямо «глаза режет».
Кстати (да-да, снова кстати), последний нюанс, который мне «режет глаза» — кукла персонажа. Вернее, ее отсутствие. Ну, простите – не мог отказать себе в удовольствии. В то время (когда «космические корабли бороздят просторы вселенной»), когда в буйных в своем безумии «мышекликах» (типа Diablo 2, Titan Quest, Sacred, Spell Force), и бездонных онлайн-реальных жизнезаменителях (типа Warcraft, Aion, Warhammer) уже десятки лет предметы, одетые на персонажа, отображаются в его внешнем виде, в ММ10 все плохо. Нас ожидает эскиз класса персонажа с квадратиками-слотиками вокруг него. Герои матереют, обрастают броней, оружием и другими полезными девайсами, но, невзирая на весь этот карьерный рост и «развитие», внешне это никак не заметно.
Люди! Даже в рассматриваемой нами серии с 6 по 8 части каждый игрок мог порадоваться приобретениям своих персонажей и полюбоваться внешностью своих питомцев.
Даже в древних Аллодах 1998-1999 годов эта приятность уже была реализована.
Что тут сказать… Выкрик из зала: «И как это влияет на игровой процесс?» Да никак. Просто я не верю в то, что мои герои реально существуют в игровом мире. И отношение к ним как к 4 портретикам, а не как к воплощению воли, действия и решений игрока. Плюс некрасиво. Как тут
И не логично.
Более, чем не логично. Как можно борясь за оптимизацию интерфейсных решений в Героях 5- 6, выкорчевать громоздкие панели первых четырех частей игры, убрать все фэнтезийно-сказочные элементы дизайна, выбросить Книгу Магии (и не только) и заменить все легкими, скрывающимися панельками, и в тоже время, оставить странных уродливых драконов в интерфейсе ММ10? При том, что эти змеюки закрывают нижнюю часть экрана и здорово уменьшают обзор. И это в игре с видом «от первых лиц»! Что это за эксцентричный ход? Дань традициям и попытка воссоздать интерфейсные решения 90-х? Смешно…
Впрочем, были в игре вещи, которые меня порадовали. Например, артефакты. Вернее, их реализация и развитие. Очень удачное решение, на мой взгляд. Тем более, что наряду с династически-уникальными магическими предметами, существуют и обычные вещи, которые делают жизнь легче «по чуть-чуть». Особенно, это касается оружия.
В тех же Героях 6 было бы не лишним параллельное существование династических мечей, наделяющих игрока различными сверхумениями и обычных топоров-пик-булав, не очень сильно повышающих показатели и дающих 1-2 дополнительных навыка. В местах, с затрудненным доступом к интернету – дача, пляж, транспорт – проблема с династическим оружием была бы отчасти решена. Можно было бы обходиться простыми атакующими артефактами. В общем за артефакты спасибо, порадовали.
Еще одним моментом, который меня порадовал, стал процесс подбора команды. Уж я их и так компоновал, и эдак. И по расовому признаку, и по гендерному. Жаль в итоге я видел все те же самые лица, но содержание отличалось существенно. Одни команды дохли быстро. Другие – еще кое-как держались. Чаще всего двум полумертвым милишникам приходилось тащить в храм пахучие трупики товарок — лучниц и магичек. Как по мне – очень часто. Я про себя команду приключенцев называл «чартерной компанией». Только и делал что мотался от монстров в город и обратно… Монотонность и периодичность этого процесса, кстати и победила интерес к игре.
По уму провожают...
Хотя сюжет, по большому счету весьма неплох. Нет в нем никакой эпичности, но суровые будни наемников, охотников за приключениями, показаны с интересной стороны. Вот такие вот «сюжеты о судьбах отдельных личностей» очень подходят для RPG. И жаль, что делая на них упор во всех играх Вселенной Меча и Магии Ubisoft совсем позабыла о «судьбах королевств и народов». Например, для Героев это мелко. Когда уже придет понимание этого факта. Разве история об эпичном противостоянии Гномов и Темных Эльфов (масштабные битвы, штурмы городов, партизанская война) не была бы более привлекательной, чем сумбурные метания Раилага в последнем аддоне к Heroes 6?
И, раз уж зашла речь о Heroes 6, скажу, что именно благодаря им я забросил Might & Magic 10. Почему? Хм… Было бы забавно закончить заметку таким опросом:
10 причин почему Герои лучше Легаси.
1. В Героях можно свободно передвигаться по карте приключений, а в Легаси игрок чувствует себя Ладья-Ладьей.
2. В Героях во время пошаговых боев можно маневрировать, а в Легаси все «рамсятся стенка на стенку».
3. В Героях точно такие же школы магии и заклинания, но они выглядят гораздо красивее.
4. В Героях 4 вида ресурсов (древесина, камень, кристаллы крови дракона и золото), а в Легаси только 2 — золото и еда.
5. В Героях можно отстраивать и управлять городами, а в Легаси можно бродить по городу.
6. В Героях битвы с Боссами более сложны и зрелищны, да и сами Боссы более многочисленны и разнообразны.
7. В Героях, чтобы посетить все необходимые здания, достаточно вызвать их кликнув по иконке, а в Легаси нужно тоскливо брести по пустынному городу из одного конца в другой конец.
8. В Героях в перерывах между боями можно исследовать и захватывать территории, строить города, изучать умения. А в Легаси либо брести в город воскрешаться, либо спать, либо пройти на две клетки вперед.
9. В Героях визуально заметно, когда лидер меняет специализацию или берет в руки династическое оружие, а в Легаси все 4 акта на вас так и будет смотреть новобранец в базовой экипировке.
10. В Героях игровой мир огромен, состоит из десятков локаций-карт и заселен гораздо более разнообразно, а в Легаси постоянно мучает клаустрофобия.
В общем, в который раз убеждаюсь, что лучшее в Might & Magic это Heroes. И разработчикам следовало бы уделять им гораздо больше внимания и сил. Хотя, как представлю, что Limbic… Э-эх, страшновато становится за Heroes 7.
Что до ММ 10, то конечно же, будут и аддоны, и новая раса, и новые классы. Вот только я этого не увижу. Жаль, но это так. Я люблю Ашан и существ, которые его населяют. Я очень люблю Героев и буду ждать 7 часть. Но вот Might & Magic 10 полностью ассоциировалась у меня с ежедневным походом на работу. Проснулся — рутина, беготня, суета, тяжелый изнурительный труд – бац! — вечер. Снова спать. И так день за днем... Это не игра, это жизнь. А так хотелось сказки....
- Red_Flag и Nerion понравилось
Прошу прощения у всех, кому не отвечал. У всех, кто не мог меня найти и пообщаться. Не хотел лить потоки негатива. Этот отзыв еще довольно веселый и жизнерадостный. Особенно прошу меня простить тех, кому игра понравилась. Просто, наверное, не мое. Возможно, чтобы понять ее вкус нужно просидеть за ней 72 часа. Но у меня нет столько времени. И терпения ждать, когда играть станет легче...
И самое ужасное, что я впервые реально жалею потраченных за игру денег.